|
|||||||||||||||||||
|
В монастыре было три храма: соборный - холодный, второй - теплый и холодная церковь. Кандидат исторических наук Л. Браславский в газете <Советская Чувашия> пишет: <Можно только предполагать, что первые церкви этих монастырей были деревянные и сгорели во время крупных пожаров, о чем свидетельствуют летописи этих обителей>. Позднее были отстроены кирпичные церкви, здания которых сохранились до наших дней - это в северо-восточной части территории монастыря: летняя и зимняя церкви Толгской Божией Матери.
В газете "Канаш" 10 августа 1926 года помещен рисунок зимней церкви. В ней был клуб пионеров, состоявший из зрительного зала, <театра> со сценой и библиотеки с читальной комнатой. На другом рисунке в 1926 году та же газета (№198 от 23 сентября) сообщала, что в монастырской церкви размещался комсомольский клуб, до этого находившийся в рабочем клубе, на улице Карла Маркса. "Шупашкар" в современном ученом мире трактуют, исходя главным образом от названия "Чебоксары". Высказываются точки зрения и о финноугорском, и русском, и западном - только не о чувашском происхождении. Мне приходилось обсуждать это с автором книги "Знакомьтесь: Чебоксары" - Студенецким. Покойный Алексей Николаевич был склонен слово "Чебоксары" объяснить как вторичное от "Шупашкар", что на чувашском языке значит "водой огражденный". Действительно, древний город мог получить такое определение. Он был "огорожен" с одной стороны Волгой, а с двух сторон - многоводной в те времена Чебоксаркой (до стыка прежних улиц Свердлова и Чернышевского). Далее река поворачивала на юг и юго-запад. По улице Свердлова с выходом к Волге тянулся ров, служивший укреплением города. Он был четвертой стороной Шупашкара. В древности Шупашкар находился в окружении лесов, в которых жили марийцы и чуваши. Оба народа веровали в языческих богов и духов. Чувашская мифология сложна и запутанна. Она-то и стала серьезным увлечением инженера-строителя Наумова Никифора Егоровича. В его списке - более двухсот богов и духов. Не верилось: слишком много. Обратился к трудам Магницкого. Действительно, в иерархии языческого верования существует немало божков, духов и киреметей. И все они <проживали> в озерах, речках и оврагах окружающего леса. Бедный народ был запуган не только воинственными соседями, реальными властями, но и множеством божеств. С принятием христианства и распространением грамотности народ постепенно освобождался от языческих суеверий. Что значит "Шупашкар"? Обратимся к административной карте. Там, где у "гитары" крепится гриф, расположена столица республики: Шупашкар - Чебоксары. Первое название на чувашском, второе, производное от первого, - на русском языках. В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако как населенный пункт они существовали значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок, произведенных экспедицией профессора В.Ф.Каховского. "Шупашкар" в современном ученом мире имеет несколько толкований, исходящих главным образом от названия "Чебоксары". Высказываются точки зрения и о финно-угорском, и о русском, и западном - только не чувашском - происхождении. Мне приходилось обсуждать это с автором книги "Знакомьтесь: Чебоксары" - Студенецким. Покойный Алексей Николаевич был склонен слово "Чебоксары" объяснять как вторичное от "Шупашкар", что на чувашском языке значит "водой огражденный". Действительно, древний город мог получить такое определение. Он был "огорожен" с одной стороны Волгой, а с двух сторон - многоводной в те времена Чебоксаркой (до стыка прежних улиц Свердлова и Чернышевского). Далее река поворачивала на юг и юго-запад. По улице Свердлова с выходом к Волге тянулся ров, служивший укреплением города. Он был четвертой стороной Шупашкара. В древности Шупашкар находился в окружении лесов, в которых жили марийцы и чуваши. Оба народа веровали в языческих богов. А их было много - семьдесят семь богов и духов. Цифра "77" считалась магической. Она применялась в различных заклинаниях. Чувашская мифология сложна и запутанна. Она-то и стала серьезным увлечением инженера-строителя Наумова Никифора Егоровича. В его списке - более двухсот богов и духов. Не верилось: слишком много. Обратился к трудам Магницкого. Действительно, в иерархии языческого верования существует немало божеств, духов и киреметей. И все они "проживали" в озерах, речках и оврагах окружающего леса. Бедный народ был запуган не только воинственными соседями, реальными властями, но и множеством божеств. С принятием христианства и распространением грамотности народ постепенно освобождался от языческих суеверий. Заволжские леса стояли плотной стеной, начиная с левого берега реки. Некогда в них бродили остатки разбитых отрядов Степана Разина и Емельяна Пугачева. В былые времена лес служил убежищем ушкуйников. На память приходят стихотворные строки Пушкина: Не стая воронов слеталась О Чернышевском овраге, примыкающем непосредственно к городу, ходили предания и легенды. Он даже в наше время выглядит таинственно. Начало оврага и ныне высохшего родника находится в лесочке на возвышении около парка имени 500-летия Чебоксар. Спуск к оврагу круто снижается, выходит к Волге, через гущу деревьев и кустарников. Даже в июле здесь стоит прохлада. Как в аэродинамическую трубу всасывается сюда разогретый воздух верховья и плотным потоком вырывается на берег. На глубоком дне оврага - полумрак и таинственность. Из лесов, окружающих город, вытекают четыре речки: Чебоксарка, Кайбулка, Трусиха и Сугутка. Чебоксарка - старшая, имеет почти семикилометровую длину. Свое начало берет в так называемом Ядринском лесу. Только одна, Сугутка, сохранила в себе следы чувашского названия, остальные "обрусели". Реки начинаются с родников. В ливни они превращались в грозную силу. Особенно буйствовала Кайбулка. На своем трехкилометровом пути она прорыла овраг за улицами Ярославской и Энгельса. Ее разрушительные стоки на своем пути обнажили корневую систему могучих ветел. В настоящее время за полкилометра до входа в залив река загнана в большие железобетонные трубы - людям речка уже не кажется разрушительной. Между Трусихой и Сугуткой над местностью возвышается Владимирская горка. Вспоминаю прочитанное мною в детстве стихотворение "Шупашкар". В нем говорилось: ты скрыт от глаз в глубокой и большой котловине, Шупашкар. Действительно, городок был невелик: два-три километра вдоль и поперек. Лежал он у слияния Чебоксарки и Кайбулки. Северной стороной примыкал к Волге, а его равнинный "пятачок" - Красная площадь, Зеленый базар с прилегающими улицами - окружали холмы, носившие громкие названия гор: Архангельская, Соборная, Ярилы, Слюзова, Старая, Благовещенская, Кувшинская. Городом на семи холмах называли Чебоксары. "Как древний Рим", - шутили другие. Перечень "гор" далеко не полный. Между названными есть безымянные холмы и бесчисленные овраги, каждый, в свою очередь, имеет "растопыренные пальцы". Никто не знает, сколько в черте города холмов и оврагов. Жители давали им названия с учетом их расположения на местности, рельефа или по имени находящихся поблизости собора или церкви. А вот название "Ярилина гора" с одноименной улицей может быть связано с глубокой стариной, с язычеством. Пришлось перелистать немало архивных документов, напрячь память и мобилизовать воображение. С чем связано название "Слю-зова гора"? В середине XIX века в подворном списке жителей Чебоксар я не встречал фамилию Слюзов. Случайная находка навела меня на объяснение загадки. На крутом правом берегу Волги, что в нескольких шагах севернее Троицкого монастыря, находилась церковь Вознесения. В конце XIX века на улице Вознесенская набережная-односторонка стояли четыре домовладения: полукаменный двухэтажный жилой дом с "прядильным заведением" купца Щелыванова, деревянный двух-этажный дом наследников Самсоновых, дома мещанина Огашинй и девицы Дороговой. При дворах имелись хозяйственные постройки: погреба, баня и амбары-кладовые - остатки былого процветания. Некогда улица состояла из десятка домов. Купцы ставили на ней амбары-кладовые, так как рядом находились пристани. Один амбар принадлежал казанскому купцу Ивану Васильевичу Слюзову. Амбар стоимостью 25 рублей, видимо, сохранился от раннего периода, когда купец до переезда в Казань был богат и славен. Не зря в его честь названы и гора, и улица. В некоторых названиях прочитываются фамилии знатных горожан. Не всегда это был крупный купец или чиновник. Им мог стать и мастеровой человек (Рязанский овраг). Улицу Введенскую местные жители еще называли Мараткановской по фамилии письмоводителя военного ведомства. По воспоминаниям стариков, человеком он был высоким, грузным, славился аппетитом. В инвентаризационном списке улиц, переулков и площадей 1884 года встречаются Рязанское и Воскресенское ущелья. В Рязанском ущелье было 21 домовладение, в Воскресенском - 19. Заселение оврагов и косогоров происходило стихийно и было вынужденным: Чебоксары не располагали свободной земельной площадью. Малоудобные овражные места занимали беднота и мастеровые люди. Чем старше становились Чебоксары, тем ниже его горы и глубже овраги. Это явление связано с человеческой деятельностью. Холмы подвергаются срезке, планировке для прокладки дорог и возведения здания. В ранний советский период эти работы проводятся в плане борьбы с голодом, организуются общественные работы по укреплению берегов Волги и устройству подъезда к пристани, укрепляются мосты, срезаются бугры. Однако овраги продолжали расширяться, потому что паводковые воды смывали растительный слой, берега обваливались, и сейчас местами глубина оврагов достигает 45 метров. Некоторые из них и ныне угрожают строениям и сооружениям. Уже был "звонок" с Калининского моста через Кайбулку. Кнутихинский овраг подошел близко к лентоткацкой фабрике и хлебозаводу №3. Растут овраги между Южным поселком и новым жилым массивом. Только недавно приостановлен рост оврага около парка "Лакреевский лес". - Что предусматривается на ближайшее время для задержания оврагообразования? - с таким вопросом я обратился в Управление главного архитектора города, к Г.И.Охотникову. Он предложил мне ознакомиться с технико-экономическим обоснованием строительства Чебоксарской ГЭС. ТЭО разработано проектным институтом "Ленгипрогор" в 1977 году. Здесь предусматриваются благоустройство некоторых (без расшифровки конкретно) и частичная засыпка других оврагов, подпадающих в акваторию ГЭС. Овраг - враг! Но он может обернуться и эстетической стороной, если его благоустроить. В корытообразных долинах Чебоксарки, Сугутки и Трусихи хорошо произрастают деревья. Кто не любовался, особенно в летние дни, этими долинами! Возможно, наши потомки в будущем соорудят небольшие плотины, и в водоемах заплещется рыба. А какими богатыми архитектурно-планировочными точками можно сделать холмы! Пока они малопривлекательны. На их вершинах всего несколько заметных объектов: радиомачта, телеантенна, монумент Воинской славы, Введенский собор, республиканский музыкальный театр... Но если человек проявит фантазию, то сильно пересеченная местность может прекрасно послужить архитекторам в преобразовании городского ландшафта. Как выглядели поселения чувашей Чуваши в далеком прошлом селились в лесах, вдоль рек и глубоких оврагов. Это объяснялось необходимостью обезопасить себя от набегов кочевников, ушкуйников, татарских наездников. Несколько позже скрывались от русских властей. Казанские ханы и царские наместники обирали и без того нищих крестьян, собирали подать. За неуплату подвергали избиению нагайками и березовыми розгами. Об этом написано в поэме "Под гнетом" ("Хён-хур айёнче") Семена Васильевича Эльгера. Гнет сильных и богатых наложил свой отпечаток на характер людей. У Петра Хузангая есть такие строки: "Мёншён-ха чаваш питёте йаваш?" (Почему же чуваш такой покорный?) Предки o чувашей не раз были биты хазарами, татаро-монголами, дружинами русских князей, бедный люд побои получал еще от своих богачей, мура и тарханов. Как выглядели чувашские поселения? Избы-полуземлянки располагались вокруг дворов родоначальников, либо группами по семейному принципу. Так было легче обороняться от нападающих. Нашим предкам нужна была круговая оборона. Входная дверь и оконца в жилищах прорубались в стенах со стороны двора. Оконца - размером в половину двух бревен, чтобы не пролез человек. Стекол не было, вместо них натягивались бычьи пузыри, промасленные, чтобы проникал свет. В ночное время зажигали сосновые лучины, которые трещали и чадили дымом, поэтому наиболее ценное - шкурки зверьков, зерно и бортевой мед - хранилось в амбарах. С развитием товарного производства, расширением торговли укреплялись межобщинные и межнациональные связи. Происходит взаимное проникновение культур разных народов. Вступивший в свои права капитализм ускорил эти процессы. В XVIII-XIX веках меняется облик чувашских поселений. По образцу русских чувашские деревни принимают прямолинейную застройку. Бычьи пузыри заменяются стеклом, увеличиваются размеры оконных проемов, появляются ворота с шатровой крышей (вырас хапхи). К дому пристраивается крыльцо. В палисадниках высаживаются сирень и акация, на улицах - ветла. Леса одаривали человека орехами, грибами, ягодами, диким медом. На распаханных сохою полянах колосилась рожь, зрел ячмень, наливалась полба. Ныне полбу не сеют, и только по "Сказке о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина молодое поколение знает об этой продовольственной культуре. Пшеница в северной части республики стала культивироваться лишь в советский период. Картофель внедрялся в петровскую эпоху, но, прямо скажем, из-под палки. В настоящее время его сажают повсеместно, он стал вторым хлебом. К сожалению, в последние 20-30 лет картофель все больше и больше теряет свой товарный вид и вкусовые качества. Содержание нитратов в нем растет из-за бесконтрольного применения на полях химических удобрений и ядохимикатов. Национальной пищей чувашей издревле являлся уйран - снятое молоко, пахтанье. Но уйран теперь помнят только старики, он вытесняется кефиром, который по вкусу значительно уступает уйрану. Гордость и радость крестьянского стола - шарттан (шыртан) - всегда являлся праздничной пищей. Но теперь и он потерял свои прежние качества, к тому же стал большим дефицитом. Даже некогда популярное кагай-шюрбе - суп из субпродуктов - стало редкостью. Чуваши любили леса. Этим, пожалуй, можно объяснить распространение в наше время зеленых посадок вдоль дорог. Писатель Николай Стуриков рассказывал, как ему пришлось из Канаша в Чебоксары сопровождать делегацию москвичей. Время было ночное, ехали при свете автомобильных фар. - Куда ни посмотришь - все лес да лес! Где же поля? - спросили гости. Обычное дорожное озеленение они приняли за лес. Не только магистральные, но и многие проселочные дороги озеленены. По обочинам дорог растут березы, клены, тополя, нередки яблони, шиповник, смородина и малина. Этим Чувашия выгодно отличается от соседних республик и областей. Зато проигрывает проселочными дорогами. Даже в наши дни при все увеличивающемся обезлесении в сохранившихся лесах республики произрастает около тысячи наименований древесных растений. Предпочтение всегда отдавалось дубу из-за его прочности, он не подвержен гниению. Известно, что при молевом сплаве по воде бревна ныряют, цепляются за береговые выступы, кусты, оседают на дне рек и гниют. В отличие от хвойных и других пород дуб, осевший на дно, темнеет и твердеет как камень. Его много осело во время строительства оборонительных укреплений по Суре в годы второй мировой войны. Промысловая артель в Сурском Майдане в пятидесятые годы пыталась распилить почерневший дуб на доски. Ничего не получилось: крошились зубья пил и "стреляли". Попади такой осколок в сердце - не успеешь вымолвить прощального слова. Возможно, будущее поколение людей достанет со дна Суры окаменевший дуб и воспользуется им в мебельном производстве. Какая шикарная мебель получилась бы из черного дерева! Березу ценили за красоту, она применялась в обозостроении. Береста использовалась как гидроизоляционный материал, ее клали в основание под нижний венец сруба. Но ни дуб, ни березу не сажали в садах и огородах. Первый своей кроной затеняет много площади, береза высушивает землю. Поэтому кудрявую красавицу сажали на улице, вдоль дорог, которые после дождей подсыхали быстрее. Береза шла на смолокурение, на производство дегтя. Березовые дрова, как менее угарные и жаркие, ценились выше дубовых. |
||||||||||||||||||
|
|
В лесах Чувашии растет липа. Если дуб величался батюшкой, то липа - матушкой. Липа используется в строительстве. Тридцать-сорок лет назад кора липы отмачивалась в речках и запрудах на мочало, из которого ткали рогожи, вили веревки и канаты, а с молодняка липы драли лыко для плетения лаптей, хозяйственных сумок, кошелей. Из очищенной древесины изготовляли различные долбленки, кадушки, туески, корыта, гладильные доски, скалки и другие предметы быта. Высушенный дуб употреблялся как кровельный материал для изб, сараев и других строений.
Клен отличается своей прочностью, он использовался на топорища, черенки лопат, на изготовление грабель. Кленовые лыжи, как березовые и ильмовые, дольше сохранялись, от длительного использования становились гладкими, словно отполированные. Сокодвижение у клена начинается раньше березового и продолжается недолго. По сахаристости он выше. Овсяной кисель чуваши запивали этим соком. Осина шла на срубы, она хорошо сохранялась, где нет сырости. В прошлом из осины вырабатывали ложки, половники, чашки и " плошки. Они не боялись сушки в печах, реже трескались. Ветки осины шли на корм домашних животных. На лесных песчаных почвах произрастали сосна и ель. В старину гладкоствольные деревья назывались корабельными и отгружались на судоверфи того времени. Ель меньше впитывает влагу: шла на оконные рамы и двери, лодки и баркасы. Сосна - лучшее сырье для лесопиления. Сосновые доски, ныне ставшие редкостью, шли на устройство полов и перегородок в домостроении. В прошлые века в селах на настил полов употребляли тесанные топором доски-пластины. Тогда лесопильных рам не было. В лучшем случае, кругляк распиливали вручную маховыми пилами. Теперь леса поредели и смотрятся, как гребень с поломанными зубьями. Хвойные породы вытесняются менее ценными - лиственными. В XVIII веке, когда не было ни специальных академий, институтов и техникумов, ни кандидатов и докторов наук, успешно действовали указы Петра Первого, гласившие: по берегам Суры, Волги и их притоков на расстоянии до тридцати верст леса не подлежат необоснованной рубке, дабы не обмелели реки, не облысели поля. Леса как в прошлом, так и в настоящее время подчеркивают красоту окружающей природы. Они выполняют функцию легких Земли. Однако ныне эти "легкие" уменьшаются, теснимые полями и огородами, все чаще заболевают, в них расширяются "каверны" - сплошные вырубки. И нет спасения от этого, нет восполнения площа-дей равноценными посадками. Забыты разумные установки Петра Первого. Леса вырубают, не считаясь с последствиями для будущего. В первую очередь валят где ближе, что под руками. Чувашия - не исключение. Ее территория удобна для вывоза леса водным и железнодорожным путем. Большой урон причиняют лесам промышленные разработки. Бесспорно, народному хозяйству всегда требуется строительный материал - сырье для деревообрабатывающей промышленности. Но разумная необходимость чаще превращалась в губительное потребительство, ради чего с лесными массивами поступали, словно с врагом: повсюду стучали топоры, визжали наточенные пилы. Госплан гнался за показателями по строке "заготовлено" и строке "вывезено". При этом первый показатель опережал второй. Вывозка отставала. На лесных делянках накапливались стволы нестрелеванного леса, невывезенного хлыста, высились горы сучьев и веток. Они гнили, поглощая кислород, распространяя отравленный воздух и вредителей. Госплан поступал, как временщик. Будь иначе, он придержал бы план рубки, подтягивая хозяйственников на вывозку срубленного. Не было бы завалов и захламления. Оставшийся на корню древостой не подвергался бы набегу вредителей. Понадеялись на химию, но опыление ядохимикатами навлекло новую беду: гибли птицы, особен-но певчие. Как бы не настало такое время, когда только воробей окажется певчей птицей. Только ли Госплан виновен в природной трагедии? Знали ли другие органы госуправления о разрастающейся беде? Знали. Но они тоже себя чувствовали временщиками. |
|||||||
|
|
|||
|
|||
|
Профиль
Статистика
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Топ пользователей
Последние ответы
Мини-чат
|